Friday, September 24, 2010

"Вспышка толпы",или "А что они делают?"


Флешмоб "Читальный зал" в Туле


Многолюдная улица. Транспорт  вперемешку с пешеходами. Час пик. В одно мгновение привычное течение жизни  нарушается. Перекрыв движение, толпа людей разного пола и возраста в течении нескольких минут исполняют танец на середине дороги  и расходятся в разные стороны. Вы шокированы? 


У каждого поколения свои причуды. Сегодня мальчиками и девочками в черно-розовом одеянии, называющими себя эмо, никого не удивишь. Зато в полную силу за дело взялись мобберы - группы людей, которые внезапно появляются в общественном месте, в течении нескольких минут исполняют свой заранее запланированный «сценарий» (чем абсурдней,тем лучше) и расходятся так,будто ничего и не произошло. Это, сегодня уже массовое явление, носит название флешмоба.


  Первый флешмоб состоялся в 2003 году в Нью-Йорке. Тогда (только представьте) около 150 человек собрались вокруг одного дорогого ковра в магазине и все вместе говорили продавцам,что живут  в пригороде Нью-Йорка и пришли купить « Коврик Любви ». После этого волна флешмоб акций прокатилась и по другим городам Америки, перекинувшись на Европу и страны СНГ.

Флешмоб превратился в некую субкультуру. Причем, люди, участвующие в подобных акциях, вполне серьезные и деятельные в обычной жизни, хоть иногда в это и сложно поверить. Одним это как-то помогает отвлечься от каждодневной рутины и бытовых проблем, другим, возможно, избавиться от «стереотипного мышления» толпы (неудивительно,что в странах СНГ такого рода акции настолько популярны).
Флешмоб в спортивном магазине


Флешмоб на станции метро, Ливерпуль

Самое интересное и, пожалуй, странное то, что подобные акции не должны вызывать смех. Это одно из основных правил проведения «мeроприятия». Представьте,что 50 человек заходят в супермаркет, покупают по одному леденцу и выходят. Вам не смешно? Но организаторы настаивают на своем: все участники должны находится в трезвом состояние, здравом рассудке и строго соблюдать "сценарий".  Действия их должны вызвать, согласно задумке, недоумение и интерес, но никак не смех. Кстати, если вы вдруг стали свидетелями  "вспышки толпы", то в этот момент вы, согласно терминологии акции, "фомичи".
Мобберы оказываются на удивление организованными людьми: у них есть свой «устав»,правила и обязанности. Основное закон флешмоба гласит:«Флешмоб вне религии, вне политики, вне экономики».  Кроме всего прочего, организации флешмоба носят крайне конфиденциальный характер (как правило, в сети Интернет). Это легко объяснить: если все будут заранее знать,что именно и где произойдет, изменится вся суть акции. Тогда люди будут целенаправленно приходить в нужное место и ждать, когда же их начнут вводить в недоумение. Кроме того, все могу т испортить «стражи порядка».


Одна из последних,самых массовых акций, в которой участвовала и Армения, прошла на конкурсе "Евровидение" этого года в Осло. Во время завершения конкурса вся Европа начала танцевать, включая и тех, кто находился на «Теленор арене». Во многих городах были установлены камеры, чтобы транслировать происходящее. Этот флешмоб вошел в историю, как самый массовый танцевальный флешмоб в мире.

Танцевальный флешмоб. Евровидение 2010.



В Армении,  4 и 15 сентября, в Ереване и Гюмри соответственно, прошел флешмоб «Ода Татеву», посвященный программе «Возрождение Татева». В Ереване, в «Парке влюбленных», к деревьям были приклеены постеры с чертежами Татевского монастыря. Каждому желающему выдавался маркер и давалась возможность написать на постере свое пожелание. Этот флешмоб скорее носит характер соц-моба и направлен на привлечение общественного внимания на агиткампанию по сбору пожертвований «i-Buy» в рамках программы «Возрождение Татева».


Ну, и конечно нашумевший "Дримфлеш" на Северном проспекте, он же "Фестиваль мыльных пузырей", имеет все признаки флешмоба: толпа людей, выполняющих одно и то же действие. Вот только смех был обязательным условием фестиваля. Организаторы боялись, что фестиваль не соберет такое количества народа, а небольшая группа, пускающая мыльные пузыри, будет только привлекать скептические взгляды прохожих. Но,нет. Флешмоб удался и даже перевыполнил план. Прижилось, товарищи! И это наводит на массу новых идей. А вас не наводит?





Dreamflesh 2010,Yerevan

No comments:

Post a Comment